РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТА. НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
§ 1. «ПРИВОД-СВ —БОРТ»
Вертолетное оборудование «Привод-СВ — Борт» является бортовой частью радиотехнической системы ближней навигации РСБН.
В состав РСБН входят:
— вертолетное оборудование «Привод-СВ — Борт»;
— наземные навигационные маяки РСБН-2Н, РСБН-4Н;
— наземные посадочные маяки ПРМГ-4, ПРМГ-5;
— радиомаяки корабельные (РМК) «Привод-В», «Привод-СВ».
Вертолетное оборудование работает с наземными или корабельными навигационными маяками в режиме «Навигация», а с наземными посадочными маяками — в режиме «Посадка».
В режиме «Навигация» аппаратура «Привод-СВ — Борт» обеспечивает:
— измерение дальности и азимута относительно радиомаяков РСБН или РМК;
— выполнение полета по прямолинейному маршруту, проходящему через точку расположения радиомаяков РСБН или РМК (полет на радиомаяк или полет от радиомаяка);
— индивидуальное опознавание;
— обмен информацией по линиям связи ЗЕМЛЯ— БОРТ, БОРТ—ЗЕМЛЯ и БОРТ—БОРТ.
В режиме «Посадка» аппаратура «Привод-СВ — БОРТ» обеспечивает определение текущего положения вертолета относительно курса посадки, глиссады снижения и измерение дальности до торца полосы.
Аппаратура «Привод-СВ—Борт», взаимодействуя с навигационными устройствами «Гребень-1», ДВС, УВИД, ДИСС-32, А-036, решает следующие задачи:
— определение дальности и азимута относительно радиомаяка;
— счисление пройденного пути в географической системе координат;
— полет по заданному маршруту;
*""v’ — выводы вертолета в точку, заданную экипажем;
(— привод в зону действия посадочных средств;
— заход на посадку по радиомаякам аэродрома;
— вывод в точку, заданную изделием «Осьминог»;
— перелет из одной точки висения в другую;
— возврат в точку, заданную при пролете;
— передачу информации из одной системы «Осьминог» в другую;
— .коррекцию счисленных координат но радиомаяку или по радиолокационному ориентиру;
— обмен информацией и индивидуальное опознавание по линиям связи ЗЕМЛЯ—БОРТ, БОРТ—ЗЕМЛЯ и БОРТ—БОРТ.
Состав и размещение
В состав аппаратуры «Привод-СВ—Борт» (рис. 26.1) входят:
антенно-фидерная система (АФС) «Поток-П»; подсистемы «Радикал-Н», «ВН-Привод» и «АПД — 11|1||иод»;
блоки связи и управления.
Антенно-фидерная система «Поток-П» включает четыре антенны, распределительное устройство и уголковый отражатель.
Передняя антенна и уголковый отражатель расположены снаружи на носовом обтекателе. Задняя антенна расположена на хвостовом коке.
Боковые антенны установлены слева и справа между шп. 8 и 8а.
Распределительное устройство расположено под полом грузовой кабины на этажерке оборудования шп. 4а и 4.
Подсистема «Радикал-Н» включает моноблоки № 1 и 2, блок БОАС, пульты ПВКН и ЗТТУ.
Моноблок № 1 включает раму амортизационную, передатчик СЗДР, усилитель мощности УМ.
Моноблок № 2 включает раму амортизационную, приемник АДПР и блок измерения (БИ).
Моноблоки № 1, 2 и блок БОАС размещены в грузоот — секе на левой этажерке шп^4а.
Пульт выбора каналор ПВКН установлен па пульте второго штуртїанаі;
Пульт^ ЗПУд установлен на центральном пульте летчика. Подсистема «АПД-Привод» включает моноблок № 3, состоящий из рамы амортизационной, приемника МСН, блока ввода и кодирования (БВК-03), блока вывода и декодирования (БДКВ-03), блока преобразования посадочных сигналов (БППС) и пульта выбора каналов (ПВКМ).
Моноблок № 3 установлен в носовой части фюзеляжа шц. 1^-2. .
^ Пульт ПВКМ установлен на пульте второго штурмана. Подсистема «ВН-Прииод» включает моноблок Jfe 5Г — состоящий из рамы амортизационной, устройства ввода-вывода (УВВ), цифрового вычислительного устройства (ЦВУ), блока питания (БП).
Блоки связи и управления состоят из моноблока № 4, блока связи с табло (БСТ), пульта вывода и управления (ПВУ).
Моноблок № 4 включает раму амортизационную, блок связи и управления (БСУ), блок коммутации (БК).
Моноблоки № 4 и 5 размещены под полом грузовой кабины на этажерке оборудования шп. 4 и 4а.
Блок связи с табло (БСТ) установлен в носовой части фюзеляжа, шп. 1. -.часи;
Дополнительно на вертолете установлены:
— АЗРГК-10 «Привод» — на верхней панели АЗС;
— Выключатель ВГ-15К «Привод» — на нижней панели АЗС и выключателей;
— предохранитель ПМ-2 — в цепи питания 115 В 400 Гц аварийной шины С распределительного устройства РУ-11;
— предохранитель ПМ-2 (2 шт.) —в цепи питания 36 В 400 Гц аварийных шин А и С распределительного устройства РУ-11;
— предохранители ПМ-7,5 (3 шт.) — в цепи питания + 27 В иеаварийной шины постоянного тока ЦРУ-4;
— переключатель ПРИВОД—РК2—РК1 — на нижней половине средней панели;
— кнопка ОПОЗНАВАНИЕ — на пульте оператора.
Основные данные
1. Дальность действия в режиме «Навигация» (табл. 26.1):
Таблица 26.1
2. Дальность действия в режиме «Посадка» (табл. 26.2): |
Табл |
и ц а 26.2 |
||
Высота полета, м |
KP М-4 |
ГРМ-4 |
РД-4 |
300 |
20 км |
18 км |
20 км |
1000 |
80 км |
20 км |
45 км |
3. Погрешность в измерении дальности до радиомаяка— 200 м ±0,03% Дтск.
4. Погрешность в измерении азимута:
0,25° по РМ РСБН-2Н, 4Н;
1° по РМК «Привод-СВ».
5. Количество рабочих каналов:
40 — при работе с РМ РСБН-2Н;
88 — при работе с РМ РСБН-4Н;
176 — при работе с РМК «Привод»;
40 — при работе с ПРМГ-4 или ПРМГ-5.
6. Частоты работы передатчика СЗДР 726 — 812,8 МГц.
7. Частоты работы приемника ЛДПР 873,6—1000,5 МГц.
Принцип действия
Подсистема «Радикал-Н»
Аппаратура «Радикал-Н» предназначена для работы с радиомаяками наземного или корабельного типа (рис. 26.2):
— РСБН-2Н, РСБН-4Н, РСБН-6Н, «Поле-М», УДАРМ, ПРМГ-4, ПРМГ-5;
— «Привод-СВ», «Привод-В».
Подсистема «Радикал-Н» решает следующие задачи:
— непрерывное определение места вертолета измерением азимута и дальности относительно радиомаяка;
— определение места вертолета по отношению к траектории посадки при посадке по наземному радиомаяку ПРМГ-4 или ПРМГ-5;
— передачу и прием данных но линиям тслекодовой связи вертолет — корабль, корабль — вертолет;
— индивидуальное определение (опознавание) вертолета работающим радиомаяком.
Измерение дальности до РМ производится по принципу «запрос — ответ». Дальность до РМ определяется временем распространения запросного сигнала с вертолета на землю и ответного от радиомаяка на вертолет. Измерение азимута осуществляется измерением временного интервала между импульсом северного совпадения и моментом облучения вертолета направленным лучом маяка. Импульс северного совпадения формируется наземным (корабельным) радиомаяком в момент прохождения направленным лучом маяка направления на север.
Определение места вертолета по отношению к траектории посадки осуществляется определением положения вертолета по равносигнальному направлению диаграммы направленности посадочных радиомаяков. Индикация осуществляется ло планкам положения приборов ПНП и ПКП.
Готовность к работе посадочного тракта аппаратуры «Радикал-Н» проверяется по убранным шторкам ГОТОВНОСТЬ ДАЛЬНОСТИ, КУРС, ГЛИССАДА.
Подсистема «АПД-Привод»
Аппаратура «АПД-Прнвод» обеспечивает двустороннюю телекодовую связь но линиям земля — борт (3—Б), борт — земля (Б—3), борт — борт (Б—Б).
Канал телекодовоіі связи работает только с оборудованием «Привод-СВ», «Прмвод-В», «Прпвод-СВ — Борт». Прием и передача гелекодовой информации осуществляются в виде информационных посылок (ИП). Длительность одной посылки 2,4 мс. В течение одной посылки передаются координаты корабля, разовые команды,(Координаты вертолета, координаты цели н другая информация.
В режиме «Навигация» работает капал связи 3—Б или Б—3. В режиме «МСС» (межеамолетпая связь) работает канал связи Б—Б. В режиме «Посадка» но радиолокатору работает канал связи 3—Б. Выбор частоты связи осуществляется с пульта ПВКП (в режиме «Навигация») или с пульта ПВКМ (в режимах «МСС» и «Посадка» по радиолокатору) .
По линиям земля — борт передается навигационная или посадочная информация в зависимости от режима работы аппаратуры «Привод-СВ—Борт». В составе навигационной информации передаются параметры движения корабля, местонахождение корабля, разовые команды и информация целеуказания.
В составе посадочной информации передаются положение вертолета относительно равносигнального направления, дальность до корабля, относительная скорость сближения, разовые команды. С вертолета на корабль^ переда — ются4 остаток горючего, высота полета, целеуказания, разовые команды. Два взаимодействующих борта могут пе-, ‘ редавать друг другу7 целеуказания и разовые команды, а также информацию, видимую на экране аппаратуры «Осьминог».
Принятые антенно-фидерной системой сигналы поступают в приемник ЛДПР или МСН, затем декодируются блоком БДКВ и выдаются в вычислитель «ВН-Привод», на пульт ПВУ, табло ТС-1, в приборы ПНП и ПКП, индикатор ИДС-1, на траскторные вычислители комплекса ПКВ или в «Осьминог».
Передаваемая информационная посылка с вычислителя «ВН-Привод», с пульта ПВУ или с аппаратуры «Осьминог» кодируется блоком БВК и через передатчик СЗДР передается в эфир.
Подсистема «АПД-Привод» через каждые 0 с автоматически контролирует свою работу. Для этого блок БСУ каждые 9 с формирует контрольную информационную по-
системы РСБН |
сылку. При правильном ее кодировании и декодировании табло ОТКАЗ МСС на ТС-1 не должно загораться.
Приемники ЛДПР и МСН каждые 5 с^авто мати чески контролируют свою работу,, увеличивая чувствительность до появления «белого шума», в котором присутствуют разнообразные сигналы. Наличие всех сигналов на выходах
приемника является признаком их исправности, а табло ОТКАЗ ПРМ на ТС-1 нс должно гореть. *